_________________________________________ |
Кодекс законов о труде Украины
(Научно-практический комментарий).- X.: 000 «Одиссей», 2001
Глава XVI ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ. УЧАСТИЕ РАБОТНИКА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Статья
243. Право
граждан на объединение в профессиональные
союзы.
В
соответствии с Конституцией Украины и
Законом Украины «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
граждане Украины имеют право на основе
свободного волеизъявления без какого бы
то ни было разрешения создавать
профессиональные союзы с целью
представительства, осуществления и защиты
своих трудовых и социально-экономических
прав и интересов, вступать в них и выходить
из них на условиях и в порядке,
определенных их уставами, принимать
участие в работе профессиональных союзов.
Государство
признает профессиональные союзы
полномочными представителями работников
и защитниками их трудовых, социально-экономических
прав и интересов в органах
государственной власти и местного
самоуправления, в отношениях с
собственником или уполномоченным им
органом, а также с другими объедине ниями
граждан.
1.
Согласно Конституции Украины граждане
имеют право на участие в профессиональных
союзах с целью защиты своих трудовых и
социально-экономических прап и интересов.
Профессиональные союзы являются
общественными организациями, которые
объединяют граждан связанных общими
интересами по роду их профессиональной
деятельности. Профсоюзы создаются без
предварительного разрешения на основе
свободного выбора их членов. Все
профессиональные союзы имеют равные права
(ст. 36 Конституции Украины).
Конституция
подчеркивает, что в современных условиях
созданы условия для перехода от «организационного
монизма», обусловленного однопартийной
системой, к плюрализму в профсоюзном
движении.
Если
раньше профсоюзы были едиными, то теперь,
наряду с теми профсоюзами, которые
существовали в период социалистической
системы хозяйствования, правопреемником
которых является Федерация профсоюзов
Украины, созданы новые профсоюзы. Они
имеют разные названия: «независимые», «солидарные»,
«свободные», «демократические» и т.п. Все
они имеют равные права.
2.
Деятельность профсоюзов регламентируется:
Конституцией Украины, КЗоТ — главой XVI,
главой II КЗоТ «Коллективный договор»,
законами Украины «О коллективных
договорах и соглашениях», « Об охране
труда», «Об оплате труда» и Законом
Украины «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности».
Каждый
профсоюз и его объединение действуют на
основе действующего законодательства и
своего устава. Уставы (положения)
профсоюзов принимаются съездами,
конференциями, учредительным или общим
собранием членов профсоюза
соответствующего уровня и не должны
противоречить законодательству Украины.
Статья
14 Закона Украины «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности»
содержит перечень обязательных положений,
которые должны быть в Уставе. Наличие в
Законе этой нормы не есть вмешательство
государства в деятельность организации
трудящихся, т.к. предусматривает полную
самостоятельность профсоюзов в
определении уставных норм. Это находит
подтверждение в ст. 16 указанного Закона, в
соответствии с которой при регистрации
профсоюза легализующий орган проверяет ее
устав на соответствие статуса,
задекларированного профсоюзом в своем
уставе
3.
Взаимоотношения между государственными
органами, предприятиями, учреждениями,
организациями определяются ст. 13 Закона
Украины «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности». В
соответствии с ней государственные органы
обеспечивают реализацию права граждан на
объединение в профессиональные союзы и
соблюдение прав и интересов профсоюзов,
легализованных в установленном порядке;
государство признает профсоюзы
полномочными представителями работников
и защитниками их трудовых, социально-экономических
прав и интересов, сотрудничает с
профсоюзами в их реализации, содействует
профсоюзам в установлении деловых
партнерских взаимоотношений с
работодателями и их объединениями;
государство содействует обучению
профсоюзных кадров, совместно с
профсоюзами обеспечивает повышение
уровня их знаний о правовой и социальной
защите работников (ст. 13 Закона).
Закон
обязывает работодателя, должностных лиц
соблюдать права профсоюзов и
содействовать их деятельности. Эти права
конкретизируются в целом ряде статей (249-251)
КЗоТ Украины и в других нормативных актах.
Статья
244. Права
профессиональных союзов, их объединений.
Права профессиональных союзов, их объединений определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», настоящим Кодексом, иными нормативно-правовыми актами.
1.
Комментируемая статья определяет
важнейшие прл ва профессиональных союзов,
которые конкретизируют ся в
соответствующих статьях настоящего
Кодекса и Законе
Украины «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности» (далее в
пределах ком мен тируемой статьи — Закон).
Одной
из основных задач профессиональных союзов
является представительство и защита прав
и интересов работников. Согласно ч. 1 ст. 19
Закона профсоюзы, их объединения
осуществляют представительство и защиту
трудовых, социально-экономических прав и
интересов членов профсоюзов в органах
государственной власти и органах местного
самоуправления, в отношениях с
работодателями, а также с другими
объединениями граждан.
Профсоюзы
представляют и защищают интересы всех
работников предприятий, учреждений и
организаций, в том числе и не членов
профсоюза. Для этого необходимо два
условия: а) защищаемые права и интересы
должны быть коллективными, т.е.
принадлежать всему трудовому коллективу,
а не отдельным членам; б) в уставе
профсоюза должны содержаться положения,
управомочиваю-щие его на защиту
коллективных прав и интересов работников.
В
ряде случаев профсоюзы действуют также в
индивидуальных интересах отдельных
рабочих и служащих в порядке,
предусмотренном законодательством, и в
соответствии с их уставами.
Вышеуказанные
права (т.е. представительство и защита
коллективных прав и интересов работников)
соответствуют нормам международного
права и, в частности, Конвенции МОТ № 117 и
Рекомендации МОТ №91.
Одним
из направлений деятельности профсоюзов
является также защита конституционных
прав своих членов свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбором вида
деятельности (ст. 51 КЗоТ ), а также права на
вознаграждение за труд без какой бы то ни
было дискриминации (ст. 21 КЗоТ ) и не ниже
установленного законом минимального
размера оплаты труда (ст. 95 КЗоТ). Без
согласования с профсоюзными органами не
могут устанавливаться системы оплаты
труда, виды поощрения, размеры тарифных
ставок (окладов), а также нормы труда.
Для
защиты своих трудовых и социально-экономических
прав профсоюзы и их объединения имеют
право на проведение забастовок, собраний,
митингов, шествий и демонстраций.
Забастовка — это временное коллективное
добровольное прекращение работы
работниками (невыход на работу,
невыполнение своих трудовых обязанностей)
предприятия, учреждения, организации (структурного
подразделения) с целью разрешения
коллективного трудового спора (конфликта)
(ст. 17 Закона Украины «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров (конфликтов)»).
2.
Следующее направление деятельности
профсоюзов составляют вопросы занятости
членов профсоюзов. С этой целью профсоюзы
наделяются правом участвовать в
разработке на соответствующем уровне
программ занятости, предлагать меры по
социальной защите членов профсоюзов,
высвобождаемых в результате
реорганизации или ликвидации предприятия,
учреждения, организации, осуществлять
профсоюзный контроль за занятостью и
соблюдением законодательства в этой сфере.
Только
после предварительного уведомления (не
позднее, чем за три месяца)
соответствующих профсоюзов и проведения с
ними переговоров может проводиться
ликвидация организации, ее подразделений,
изменение формы собственности или
организационно-правовой формы
организации, полное или частичное
приостановление производства работы,
влекущее за собой сокращение рабочих мест
или ухудшение условий труда. Расторжение
трудового договора с работником по
инициативе собственника может быть
проведено только с предварительного
согласия соответствующего профсоюзного
органа (ст. 4,3 Kdol).
3.
В условиях становления и развития рынка
труда особую значимость имеют права
профсоюзов, их объединений на ведение,
заключение коллективных договоров и
соглашений, контроль за их выполнением.
Подробней об этих правах профсоюза см.
комментарий к стст. 12, 14, 19, 20 КЗоТ.
4.
Профсоюзы, их объединения принимают
участие в определении главных критериев
жизненного уровня, прожиточного минимума,
а также минимальных размеров заработной
платы, пенсий, социальных выплат, политики
ценообразования, в разработке социальных
программ, направленных на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека, и социальную
защиту в случае полной, частичной или
временной утраты трудоспособности, потери
кормильца, безработицы, а также в старости
и в иных случаях, предусмотренных
законодательством (ст. 23 Закона).
5.
Пункт 1 ст. 10 Закона Украины «О всеобщем
государственном социальном страховании в
связи с временной утратой
трудоспособности и расходами,
обусловлеными рождением и погребением» от
18.01.2001 г. предусматривает, что управление
фондом социального страхования
осуществляется на паритетной основе
государством. представителями
застрахованных лиц и работодателей.
Представителями
застрахованных чаще всего выступают
профессиональные союзы.
Согласно
пункту 5 этой же статьи исполнительные
дирекции отделений Фонда социального
страхования по временной утрате
трудоспособности разрешают возложенные
на них задачи в тесном взаимодействии с
профсоюзными органами, работодателями и
местными органами исполнительной власти.
Профсоюзы,
их объединения принимают участие в
деятельности экспертных, консультативных
и наблюдательных советов при органах и
учреждениях здравоохранения.
6.
Важное место в охране трудовых прав и
законных интересов рабочих и служащих
принадлежит контролю профсоюзов за
выполнением собственником
законодательства о труде и нормативных
актов об охране труда, за жилищно-бытовым
обслуживанием рабочих и служащих.
Контроль за соблюдением законодательства
о труде и правил по охране труда
осуществляется всеми органами
профессиональных союзов. Так, например,
представители профсоюзного комитета
участвуют в комиссии по расследованию
несчастных случаев на производстве и
соответствующим образом реагируют на них;
совместно с собственником разрабатывают
инструкции по охране труда и контролируют
их соблюдение. Постановление профкома по
поводу составления или содержания акта о
несчастном случае на производстве
является обязательным для собственника.
Участие
профсоюзных органов в контроле за
соблюдением законодательства проявляется
также при увольнении рабочих и служащих по
инициативе собственника (ст. 43 КЗоТ), при
привлечении отдельных работников к работе
в выходные дни (ст. 71 КЗоТ).
При
наличии нарушений законодательства со
стороны собственника или уполномоченного
им органа профсоюзы имеют полномочия по их
устранению. Так, профсоюзные органы имеют
право проводить общие собрания трудового
коллектива, конференции, на которых могут
заслушиваться отчеты руководителей
предприятий о выполнении обязательств по
коллективному договору и требовать
устранение выявленных недостатков.
Профсоюзные
органы на основании ст. 45 КЗоТ имеют право
требовать расторжения трудового договора
с руководителем предприятия, если он
нарушает законодательство о труде, про
коллективные договоры и соглашения (Закон
Украины «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности»).
7.
Согласно ст. 244 КЗоТ и ст. 21 Закона Украины «О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности» профсоюзы имеют
право принимать участие в разработке и
осуществлении государственной политики в
области трудовых отношений, оплаты труда,
охраны труда, социальной защиты.
8.
О праве профсоюзов на участие в
установлении на предприятии условий труда
и его оплаты см. комментарий к ст. 247 КЗоТ
Украины.
9.
Закрепленные и предоставленные
профсоюзам права не ограничиваются только
сферой правоприменения, практикой
реализации законодательства о труде и
другими вопросами. Большую роль профсоюзы
играют в области законотворчества,
подготовки и принятия иных нормативно-правовых
актов. Конституция Украины не закрепила
право законодательной инициативы за
общественными объединениями, в том числе и
профсоюзами. Им предоставляется
возможность влиять на процессы
законотворчества и правотворчества в иных
формах.
Проекты
законов, касающиеся социально-экономических
отношений, представляются
соответствующими органами исполнительной
власти с учетом предложении всеукраинских
профсоюзов, их объединений.
Проекты
нормативно-правовых актов, касающиеся
трудовых отношений или социальной защиты
граждан, рассматриваются органами
исполнительной власти и органами местного
самоуправления с учетом мнения
соответствующих профсоюзов, объединений
профсоюзов (ст.21 Закона Украины
«О
профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности»).
Также
профсоюзы, их объединения имеют право
принимать участие в рассмотрении органами
исполнительной власти и органами местного
самоуправления, а так же работодателями,
их объединениями, другими обьединениями
граждан своих предложений.
Статья
245. Право
работников участвовать в управлении
предприятиями, учреждениями и
организациями.
Работники
имеют право принимать участие в
управлении предприятиями, учреждениями,
организациями через общие собрания (конференции),
советы трудовых коллективов,
профессиональные союзы, действующие в
трудовых коллективах, другие органы,
уполномоченные трудовым коллективом на
представительство, вносить предложения по
улучшению работы предприятия, учреждения,
организации, а также по вопросам социально-культурного
и бытового обслуживания.
Собственник или уполномоченный им орган обязан создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. Должностные лица предприятий, учреждений, организаций обязаны в установленный срок рассматривать критические замечания и предложения работников и сообщать им о принятых мерах.
1.
Комментируемая статья закрепляет право
работников на участие в управлении
предприятиями, учреждениями,
организациями через общие собрания (конференции),
советы трудовых коллективов,
профессиональные союзы, действующие в
трудовых коллективах.
Общее
собрание является высшим органом
трудового коллектива, в котором
воплощается непосредственная демократия
на предприятии. Конференции проводятся
там, где созыв собрания затруднен по
причинам многосменное или
территориальной разобщенности цехов,
отделов, участков и других структурных
подразделений. Общее собрание вправе
решить любой вопрос, относящийся к
полномочиям трудового коллектива.
Другим
выборным органом на предприятии является
Совет трудового коллектива (СТК). Совет
трудового коллектива является органом,
выполняющим полномочия трудового
коллектива в период между его собраниями (конференции).
Совет трудового коллектива формируется
как орган, выражающий мнение различных
социальных групп, представленных не
только через администрацию, профсоюзы, но
и через иные формальные и неформальные
структуры, и учитывающий потребности как
большинства, так и меньшинства. Полномочия
этих органов закреплены в КЗоТ Украины, в
Законе Украины «О предприятиях Украины» и
других источниках.
2.
Пункт 4.2 ст. 245 устанавливает для
собственника обязанность общего
характера: создавать условия,
обеспечивающие участие трудящихся в
управлении производством. Это означает,
что она обязана оказывать содействие
развитию и осуществлению всех форм
участия рабочих и служащих в управлении
производством на предприятии. Об
обязанности собственника в отношении
конкретных форм участия трудящихся в
управлении см. ст. 15 Закона Украины «О
предприятиях».
Обязательства
собственника (как и профкома) по
вовлечению рабочих и служащих в
управление производства содержатся в
коллективном договоре.
Статья
245. предписывает собственнику или
уполномоченному им органу оперативно
реагировать на критические замечания и
предложения работников и своевременно
сообщать им о принятых мерах. Данные
вопросы регулируются Законом Украины «Об
обращениях граждан». Согласно этому акту
все поступившие в государственные органы
и должностным лицам письма, жалобы,
заявления подлежат рассмотрению в течение
одного месяца. В случаях, когда не
требуется специальная проверка, срок
установлен в 15 дней. Этим правилом следует
руководствоваться и собственнику при
рассмотрении обращений, заявлений
работников.
Copyright © 2004 Терех
Андрей [terex@kahovka.net]
Материалы
данного сайта охраняются законом об
авторском праве.