_________________________________________ |
Кодекс законов о труде Украины
(Научно-практический комментарий).- X.: 000 «Одиссей», 2001
Глава XVII ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Статья
253.
Распространение социального страхования
на всех работников Все работники подлежат
обязательному государствен ному
социальному страхованию.
1.
Социальное страхование — неотъемлемая
часть социальной политики и деятельности
государства, главны у направлением
которого является забота о человеке и граи.
данине. В Конституции Украины (ст. 46)
записано что право граждан на социальную
защиту гарантируется обеспечивается
общеобязательным государственным
циальным страхованием.
Основные
идеи и перспективы развития социального
стр.. хования как системы гарантий права
граждан на социальную защиту
сформулированы в Концепции социального
обеспечения населения Украины от 21
декабря 1993 г. и Основах законодательства
об общеобязательном государственном
социальном страховании от 14 января 1998 г. В
этих актах социальное страхование
рассматривается в двух аспектах:
экономическом и правовом. С экономической
точки зрения, социальное страхование
представляет собой часть доходов
субъектов хозяйственной деятельности,
отчисляемых в виде страховых взносов в
социальные фонды и предназначенных для
материального обеспечения и охраны
здоровья работников предприятий и членов
их семей.
Размер
(тариф) страховых взносов для плательщиков
устанавливается законами в процентном
отношении к объектам налогообложения
отдельно для предпринимателей,
юридических и физических лиц,
использующих труд наемных работников, и
для лиц, работающих на условиях трудового
договора (контракта). Так, юридические и
физические лица уплачивают в Фонд
социального страхования Украины взносы в
размере 5,5 процента от объекта
налогообложения, а сами работники из
своего заработка — 0,5 процента от общей
суммы заработной платы.
С
правовой точки зрения, социальное
страхование представляет собой
установленную государством и
регулируемую нормами права систему
гарантий социальной защиты
трудоспособных и нетрудоспособных
граждан при наступлении определенных
страховых случаев, предусмотренных
законодательством.
2.
Социальное страхование неразрывно
связано с трудовой деятельностью
работников на конкретных предприятиях.
Построенное на принципе солидарности
поколений перераспределение средств от
трудоспособных — нетрудоспособным,
социальное страхование способствуют
созданию экономических предпосылок для
поддержания в первую очередь
трудоспособности экономически активной,
работающей части населения, а в
необходимых случаях — обеспечения при
утрате трудоспособности, безработице,
старости, потере кормильца. В то же время
социальное страхование следует
рассматривать не как благотворительную
форму социальной помощи нетрудоспособным,
а как универсальный способ решения
социальных проблем в обществе.
Организационная
работа по социальному страхованию -
проводится в основном на предприятиях, в
учреждениях, организациях и иных
хозяйствующих субъектах. Плательщики
взносов должны быть зарегистрированы в
качестве страхователей в региональных
отделениях Фонда социального страхования
Украины. Практической работой по
организации социального страхования
занимаются профсоюзы. Они решают вопросы о
расходовании средств социального
страхования, предусмотренных на санаторно-курортное
лечение и отдых работников и членов их
семей. Контролируют правильность
начисления и своевременность выплаты
пособий по социальному страхованию
работодателем, участвуют в разрешении
споров, возникающих между работниками и
работодателем.
3.
В соответствии с законодательством все
работники подлежат обязательному
государственному социальному страхованию,
т.е. с момента поступления на работу,
работник считается застрахованным. В
социальном страховании участвуют две
стороны (два участника) — страхователи и
страховщики. Страхователями считаются
работодатели и застрахованные лица, а
страховщиками — соответствующие
страховые фонды.
К
основным компонентам социального
страхования относятся такие правовые
категории, как страховой стаж, страховой
риск и страховой случай. Страховой стаж —
это период (срок), в течение которого лицо
подлежало обязательному государственному
социальному страхованию и регулярно
уплачивало страховые взносы. Страховой
стаж в перспективе придет на смену
трудовому стажу Он будет основным
критерием оценки трудовой деятель ности
работника. Пенсии и другие социальные
выплаты будут производиться в зависимости
от продолжительное ти страхового стажа и
размера уплаченных страховых взносов.
Обязательными
элементами социального страхования
являются страховой риск и страховой
случай. Страховом риск — это
обстоятельства, вследствие которых
работники или члены их семей могут
утратить временно или постоянно средства
к существованию и нуждаются в мате
риальной поддержке или в услугах по
социальному страхованию.
Страховой случай является юридическим
фактом, с наступлением которого у
застрахованного лип (члена его семьи,
другого лица) возникает право на пол. чение
социальных услуг (материального
обеспечения) и страхового фонда.
К
страховым случаям по социальному
страхованию относятся:
—
временная нетрудоспособность;
—
беременность и роды, уход за малолетним
ребенком;
—
инвалидность;
—
достижение пенсионного возраста; смерть
кормильца;
—
безработица;
—
несчастный случай на производстве,
профессиональное заболевание и другие
обстоятельства, установленные
законодательством.
Статья
254. Средства
социального страхования.
Государственное
социальное страхование работников
осуществляется за счет государства.
Взносы на социальное страхование
уплачиваются предприятиями, учреждениями,
организациями без каких-либо вычетов из
заработной платы работников. Неуплата
предприятием, учреждением, организацией
страховых взносов не лишает работника
права на обеспечение по государственному
социальному страхованию.
Средства государственного социального страхования могут расходоваться только по своему прямому назначению.
1.
Текст этой статьи несколько устарел, хотя
ее основные положения не утратили своего
значения и сегодня. Средствами
социального страхования являются
обязательные взносы (сборы) предприятий,
учреждений, организаций и граждан,
работающих на условиях трудового договора
(контракта), занимающихся
предпринимательской деятельностью. Они
аккумулируются в централизованном фонде
социального страхования Украины.
Порядок,
размеры и сроки уплаты взносов на
социальное страхование регулируются
специальным законодательством, которое
давно уже вышло за рамки Кодекса законов о
труде. Так, размер (тарифы) страховых
взносов для физических и юридических лиц
установлен Законом Украины от 26 июня 1997 г.
«О сборе на обязательное социальное
страхование», а порядок их
аккумулирования и использования —
Положением о фонде социального
страхования, утвержденным постановлением
Кабинетом Министров Украины от 31 августа
1998 г.
Из
текста комментируемой статьи следует, что
плательщиками взносов на социальное
страхование выступают государство и
работодатели (предприятия), а работники
как будто бы не принимают участия в
социальном страховании и обеспечиваются
без каких-либо вычетов (платежей) из
заработной платы. Однако это не так.
Социальное страхование прямо и
непосредственно затрагивает интересы
работников. Поэтому участие работников в
качестве страхователей является
обязательным по законодательству Украины.
Сегодня в качестве плательщиков взносов
выступают три стороны: государство,
работодатели и работники. Неуплата
работником взносов влечет за собой
наступление определенных правовых
последствий. По законодательству о
социальном страховании период уплаты
страховых взносов засчитывается в
трудовой стаж, а сумма уплаченных взносов
впредь будет приниматься в расчет при
исчислении размера пенсии.
Законодательством установлен
персонифицированный учет страховых
взносов каждого работника.
2.
Нарушение одним из страхователей (работодателем
или государственными структурами) порядка
уплаты стра ховых взносов не должно
отражаться на социальном обе спечении
работников. Поскольку работники получают
со циальную помощь из общего солидарно
созданного фон да социального страхования,
где доля выплат конкретной страхователя
заранее не определена и не связана с
размером взносов. Фонд социального
страхования выступает в качестве гаранта
материального обеспечения и
предоставления различных видов
социальных услуг работникам предприятий.
Контроль за соблюдением порядка
обеспечения работников из фонда
социального страхования осуществляют
профсоюзы.
Работник
имеет право на все виды обеспечения,
предусмотренные законодательством о
социальном страховании.
Виды
и размеры социальных услуг, как правило,
поставлены в зависимость от трудовых
отношений работников, продолжительности
стажа работы, размера заработка, и
обстоятельств утраты
трудоспособности, состояния здороья.
3.
Одной из особенностей средств социального
страхования является то, что они могут
быть использованы только по целевому
назначению. Органы, осуществляющие
использование страховых средств, не могут
их расходовать на иные цели, кроме тех, для
которых они предназначены. Целевой
характер использования страховых средств
обозначен в Положении о фонде социального
страхования. Средства социального
страхования можно использовать на:
выплату пособий по временной
нетрудоспособности, в т.ч. по беременности
и родам, приобретение путевок на санаторно-курортное
лечение и отдых работников и членов их
семей, финансирование детских
оздоровительных лагерей, студенческих баз
отдыха, выплату зарплаты правовым и
техническим инспекторам труда.
Средства
социального страхования можно
расходовать только в соответствии с
утвержденной сметой на основании решений
органов управления фондом социального
страхования. Правом принятия решений об
использовании страховых средств обладают
Центральная и региональные дирекции фонда
социального страхования и
соответствующие профсоюзные объединения.
Большое
значение для правильного использования
страховых средств имеют хорошо
организованные учет и отчетность, т.е.
контроль за соблюдением финансовой
дисциплины и оперативное реагирование на
нарушения законодательства. Учет и
отчетность расходования средств ведут все
органы управления фондом социального
страхования и профсоюзные организации. В
учетных документах должны быть отражены
данные о суммах начисленных взносов и
других платежей в фонд социального
страхования, расходы по статьям, число
оплаченных дней временной
нетрудоспособности, количество путевок,
выданных за счет средств социального
страхования, расходы на оздоровление
детей работников предприятий на базах
отдыха, на выплату единовременных пособий,
на рождение детей, на погребение.
Статья
255. Виды
обеспечения по социальному страхованию.
Работники, а в соответствующих случаях и члены их семей, обеспечиваются в порядке государственного социального страхования:
1)
пособиями по временной
нетрудоспособности, а женщины, кроме того,
пособиями по беременности, родам и уходу
за ребенком до достижения им возраста трех
лет;
2)
пособиями по случаю рождения ребенка,
пособиями на погребение;
3)
пенсиями по старости, по инвалидности, по
случаю потери кормильца, а также пенсиями
за выслугу лет, установленными для
некоторых категорий работников.
Средства
государственного социального страхования
используются также на санаторно-курортное
лечение работников, обслуживание их
профилакториями и домами отдыха, на
лечебное (диетическое) питание, на
содержание детских лагерей отдыха и
оздоровления и на другие мероприятия по
государственному социальному страхованию.
1.
Комментируемая статья определяет
основные виды обеспечения по социальному
страхованию. Содержание каждого из них
рассматривается постатейно в разделе
Основ о государственном социальном
страховании. Кроме того, указанные виды
социальных выплат находятся в сфере
регулирования отрасли права социального
обеспечения и составляют ее отдельные
правовые институты. Кодекс законов о труде
Украины лишь частично регулирует вопросы
социального страхования работников.
2.
В связи с реформой системы социального
обеспечения проведено размежевание,
разделение источников финансирования
социального обеспечения. Пенсии выпла
чиваются за счет средств пенсионного
страхования из специально созданного для
этой цели Пенсионного фонда Украины.
Порядок формирования и использования фон
да установлен Законом Украины «О сборе на
обязатель ное государственное пенсионное
страхование» от 26 ин ня 1997 г. и Положением о
Пенсионном фонде Украины, утвержденным
постановлением Кабинета Министров
Украины от 1 июня 1994 г. (с последующими
изменении ми и дополнениями). Назначение и
выплата пенсий регламентируется Законом
Украины «О пенсионном обеспечении» от 5
ноября 1991 г.
3.
Порядок выплаты пособий по социальному
страхованию рассматриваются в
комментариях к стст. 256 и 257. Выплата
пособий, как и трудовых пенсий работникам,
осуществляется за счет средств
социального страхования. Пособия семьям с
детьми назначаются и выплачиваются
органами социальной защиты по месту
жительства граждан по отдельному Закону
Украины «О государственной помощи семьям
с детьми» от 21
ноября 1992 г. и не комментируются, так как
этот вопрос выходит за рамки Кодекса
законов о труде.
4.
Положением о фонде социального
страхования предусмотрено использование
средств на санаторно-курортное лечение
работников и членов их семей. На эти цели
ежегодно расходуется до 30 процентов
средств общего бюджета Фонда социального
страхования.
Приобретение
и предоставление работникам путевок на
санаторно-курортное лечение и отдых
регламентируются специальной Инструкцией,
утвержденной постановлением правления
Фонда социального страхования Украины от
19.05.99 г. № 5. Инструкцией установлены общие
правила планирования и распределения
путевок на санаторно-курортное лечение и
отдых. Знание и соблюдение этих правил
являются обязательными как для
региональных исполнительных дирекций
Фонда социального страхования, так и для
отраслевых комитетов профсоюза.
5.
Планирование, распределение и
предоставление путевок работникам в
здравницы осуществляются через
отраслевые комитеты профсоюза и
региональные исполнительные дирекции
Фонда социального страхования снизу
доверху по профсоюзным организациям и
утверждаются правлением фонда. Выделенные
правлением Фонда путевки обкому профсоюза
должны распределяться между районами,
профсоюзными объединениями и
организациями. Планирование путевок по
профсоюзным организациям осуществляется
в зависимости от суммы средств,
предусмотренных сметой на санаторно-курортное
лечение.
В
планах, доведенных до профсоюзных
организаций, должно быть учтено мнение
профсоюзных комитетов предприятий о
количестве путевок и сроках санаторного
лечения, профиле санатория, цене путевки.
Не следует планировать и выделять те
путевки, которые не пользуются спросом.
Кроме того, при распределении путевок
необходимо учитывать специфику работы
трудовых коллективов (учебных заведений,
предприятий сельского хозяйства и др.). На
уровне обкомов и советов профсоюзов
должен быть создан однопроцентный резерв
путевок.
6.
Распределение путевок внутри профсоюзных
организаций предприятий. При решении
вопроса о предоставлении работникам
путевок, профсоюзные комитеты должны
руководствоваться не только действующими
нормативными актами, но и принципом
социальной справедливости. Из общего
числа полученных путевок часть из них
может быть выдана по решению профкома
бесплатно, за полную стоимость или со
взиманием их стоимости в размере 10, 30, 50
процентов. За счет средств социального
страхования одному лицу может быть выдано
на лечение и отдых не более одной путевки в
год.
Путевки
в первую очередь должны выдаваться
работающим инвалидам и участникам боевых
действий, воинам-афганцам, многодетным и
малообеспеченным, остро нуждающимся в
лечении. Путевка в санаторий выдается
заполненной, в ней должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество, место работы и
должность работника, а также наименование
профсоюзного комитета, выдавшего путевку.
Подписывается путевка председателем
профсоюзного комитета и скрепляется
печатью. Выдача незаполненной путевки
запрещается. Путевка выдается на руки не
позднее, чем за 20 дней до отъезда на
лечение и отдых.
Основанием
для рассмотрения вопроса о выдаче путевки
является заявление работника и
приложенная к нему медицинская справка о
рекомендации санаторно-курортного
лечения. Ее можно получить в больнице или
поликлинике по месту жительства или
работы, где больной наблюдается или
состоит на учете. Справка имеет
предварительный характер и выдается
больному для представления в профсоюзный
комитет по месту основной работы для
получения путевки. Срок действия справки
— 2 месяца.
После
получения путевки необходимо обратиться в
лечебное учреждение, выдавшее справку,
за санаторно курортной картой. Это
следует делать заранее, до начала действия
путевки. Санаторно-курортные учреждения
не принимают больных на лечение без
санаторной карты. В санаторно-курортной
карте указывают название са натория (курорта),
номер путевки, сроки лечения по путевке, а
также данные диагностических
исследований и консультаций специалистов.
Если
путевка подлежит оплате, то получатель ее
дол жен внести деньги в кассу предприятия.
Бухгалтерия предприятия оформляет оплату
путевки приходным ордером и выдает
получателю путевки квитанцию об уплате
денег. Получив такую квитанцию, работник
сдает
ее
впрофсоюзный комитет, чтобы получить
путевку. Без предъявления квитанции об
уплате денег путевки не выдаются.
Квитанции об оплате путевок вместе с
другими документами о выдаче путевок
хранятся в профсоюзном комитете
предприятия.
После
возвращения из санатория работник обязан
вернуть в профком предприятия «Обратный
талон к путевке» и посетить участкового
врача для осмотра и оценки эффективности
санаторного лечения.
7.
Средства социального страхования
используются также на охрану здоровья
детей работников предприятий, содержание
детских лагерей и студенческих баз отдыха.
Законодательством предусмотрены пособия
по беременности и родам, на рождение детей
и уход за ними. Для детей школьного
возраста выдаются по месту работы
родителей льготные путевки в детские
лагеря и базы отдыха. Количество и
стоимость детских путевок зависят от
объема средств, выделенных на эти цели из
бюджета государственного социального
страхования. Вопросами организации отдыха
и оздоровления детей занимаются
профсоюзные комитеты предприятий. У
них ведется учет семей, нуждающихся в
оздоровлении детей. Профсоюзные комитеты
занимаются также организацией лечебного (диетического)
питания работников, нуждающихся в этом по
заключению медицинских учреждений. Таким
работникам выдаются талоны на питание
по льготным ценам, их прикрепляют к
специальным диетическим столовым или к
столовой предприятия.
Copyright © 2004 Терех
Андрей [terex@kahovka.net]
Материалы
данного сайта охраняются законом об
авторском праве.