_________________________________________ |
Кодекс законов о труде Украины
(Научно-практический комментарий).- X.: 000 «Одиссей», 2001
Глава XIII. ТРУД МОЛОДЕЖИ
Статья
196. Броня
приема молодежи на работу и
профессиональное обучение на
производстве.
Для
всех предприятий и организаций
устанавливается броня приема на работу и
профессиональное обучение на
производстве молодежи, окончившей
общеобразовательные школы,
профессиональные учебно-воспитательные
заведения, а также других лиц, моложе
восемнадцати лет.
Районные и городские Советы народных депутатов утверждают программы устройства на работу выпускников общеобразовательных школ, квоты рабочих мест для трудоустройства молодежи и обеспечивают их выполнение всеми предприятиями, учреждениями, организациями.
Отказ
в приеме на работу и профессиональное
обучение на производстве указанным лицам,
направленным в счет брони, запрещается.
Такой отказ может быть обжалован ими в суд.
1.
Комментируемая статья устанавливает ряд
дополнительных гарантий занятости
молодежи. Кроме данной статьи, эти
отношения урегулированы Законом Украины «О
занятости населения». Законом Украины «О
содействии социальному становлению и
развитию молодежи в Украине», Положением о
порядке бронирования на предприятиях, в
организациях и учреждениях рабочих мест
для трудоустройства граждан, требующих
социальной защиты, утвержденного
Постановлением Кабинета Министров от 28
апреля 1998 г. № 578.
Статья
196 КЗоТ употребляет в следующем значении
термины:
—
«молодежь» — молодыми гражданами
считаются граждане Украины в возрасте от 14
до 28 лет (статья 1 Закона Украины «О
содействии социальному становлению и
развитию молодежи в Украине»);
—
«броня» — количество рабочих мест для
обязательного трудоустройства граждан,
которые нуждаются в социальной защите (пункт
1 указанного Положения);
—
«квота рабочих мест» — закрепленная норма
рабочих мест, в том числе с гибкими формами
занятости, в процентах к количеству
рабочих мест для обязательного
трудоустройства граждан, нуждающихся в
социальной защите (пункт 1 указанного
Положения). При этом, к гражданам,
нуждающимся в социальной защите и
подлежащим трудоустройству за счет брони
относятся следующие категории молодых
граждан:
а)
молодежь в возрасте до 18 лет; б) граждане,
старшие 18 лет (но в пределах возраста,
позволяющего относить их к категории
молодежи), которые закончили или
прекратили обучение в учебных заведениях,
освободились со срочной военной или
альтернативной (невоенной) службы, при
условии их регистрации в государственной
службе занятости, не позднее одного года
со дня окончания обучения, освобождения со
службы; в) дети (сироты), которые остались
без опеки родителей, но не все, а только
воспитанники, ученики, студенты, курсанты,
слушатели, стажеры после окончания
учебных заведений очной формы обучения, но
не позднее достижения ими 23-летнего
возраста при условии их регистрации в
государственной службе занятости в
течение одного года со дня окончания
обучения. Кроме того, часть молодежи
получит право на трудоустройство за счет
брони как граждан, освобожденных после
отбывания наказания или принудительного
лечения (пункт 3 указанного Положения).
2.
Для трудоустройства указанных категорий
граждан местные государственные
администрации, исполнительные органы
соответствующих советов по
представлениям центров занятости
бронируют на предприятиях, в учреждениях
организациях, независимо от форм
собственности, численностью свыше 20
человек до 5% общего количества рабочих
мест за рабочими профессиями, в том числе с
гибкими формами занятости (пункт 2 статьи 5
Закона Украины «О занятости населения»). В
пределах брони местные государственные
администрации, испол нительные органы
соответствующих советов устанавливают
предприятиям квоту рабочих мест для
обязательного трудоустройства в
отношении каждой категории граждан,
нуждающихся в социальной защите (пункт
1 указанного Положения).
Трудоустройство соответствующих
категорий граждан на забронированные
рабочие месста осуществляется только по
направлениям государственной службы
занятости (пункт 14 Положения).
3.
Часть 3 комментируемой статьи содержит
запрет отказывать в приеме на работу и
профессиональное oбучение на производстве
лицам, направленным в счет брони. Санкция
за такой отказ содержится в пункте 3 статьи
5 Закона Украины «О занятости населения», а
именно: государственная служба занятости
взимает штраф за каждый такой отказ в
пятидесятикратном размере необлагаемого
налогом минимума доходов граждан с
предприятия, учреждения, организации.
Статья
197.
Предоставление молодежи первого рабочего
места.
Трудоспособной
молодежи — гражданам Украины в возрасте
от 15 до 28 лет после окончания или
прекращения учебы в общеобразовательных,
профессиональных учебно-воспитательных и
высших учебных заведениях, окончания
профессиональной подготовки и
переподготовки, а также после увольнения
со срочной военной или альтернативной (невоенной)
службы предоставляется первое рабочее
место на срок не менее двух лет.
Молодым
специалистам — выпускникам
государственных учебных заведений,
потребность в которых ранее была заявлена
предприятиями, учреждениями,
организациями, предоставляется работа по
специальности на период не меньше трех лет
в порядке, определенном Кабинетом
Министров Украины.
1.
Государство обеспечивает трудоспособной
молодежи предоставление первого рабочего
места на срок не менее двух лет. Первое
рабочее место — это место работы молодых
граждан после окончания или прекращения
обучения в общеобразовательных,
профессионально-технических и высших
учебных заведениях, завершения
профессиональной подготовки и
переподготовки, а также после увольнения
после срочной военной или альтернативной (невоенной)
службы (статья 1 Закона Украины «О
содействии социальному становлению и
развитию молодежи в Украине»). Двухлетний
срок первого рабочего места исчисляется с
учетом времени работы молодого гражданина
до призыва на срочную военную или
альтернативную (невоенную) службу.
Обязанность предоставления первого
рабочего места на отмеченный срок
возлагается на предприятие вне
зависимости от того, направляется ли
молодой гражданин за счет установленной
для предприятия квоты, или нет.
2.
Государство гарантирует предоставление
работы по специальности на период не менее
трех лет молодым специалистам —
выпускникам государственных
профессионально-технических и высших
учебных заведений, необходимость которых
была определена государственным заказом (часть
11 статьи 7 Закона Украины «О содействии
социальному становлению и развитию
молодежи в Украине»). Часть вторая статьи
197 КЗоТ гарантирует предоставление
молодым специалистам работы не менее чем
на три года при условии, что потребность в
специалисте была ранее заявлена
предприятием, и заявка предприятия учтена
в государственном заказе на подготовку
специалистов с высшим образованием
согласно постановлению Кабинета
Министров Украины «О порядке формирования
и разме щения государственных заказов на
поставку продукции для государственных
потребностей и контроля за их вы полнением»
от 29 февраля 1996 г. № 266.
3.
Определение понятия «молодого
специалиста», которое дает Закон Украины «О
содействии социальному становлению и
развитию молодежи в Украине», аналогично
определению этого понятия частью 2
комментируемой статьи: молодой специалист
— выпускник государ ственного
профессионально-технического или высшего
учебного заведения, необходимость
которого была определена государственным
заказом. Анализ указанных ниже
нормативных актов позволяет сделать
уточнение к этому определению: молодым
специалистом считается выпускник
соответствующего учебного заведения,
трудоустроенный на основании направления
на работу с момента заключения им
трудового договора с заказчиком (пункт 2
Порядка трудоустройства выпускников
высших учебных заведений, подготовка
которых осуществлялась по
государственному заказу, утвержденного
постановлением Кабинета Министров
Украины от 22 августа 1996 г. № 992, пункт 6
Положения о содействии и трудоустройству
выпускников государственных высших
учебных и профессиональных учебно-воспитательных
учреждений Украины, утвержденного
приказом Министерства образования
Украины от 23 марта 1994 г. №79).
4.
Часть 2 комментируемой статьи,
устанавливая гaрантии трудоустройства
молодых специалистов, ссылатся на порядок,
определенный Кабинетом министров. Общий
порядок трудоустройства выпускников
высших учебных заведений определяется
Порядком трудоустройства выпускников
высших учебных заведений, подготовка
которых осуществлялась по
государственному заказу, утвержденным
постановлением Кабинета Министров
Украины от 22 августа 1996 г. № 992.
Особенности
трудоустройства некоторых категорий
выпускников определяются следующими
нормативными актами: Положением о
трудоустройстве выпускников высших
учебных заведений, которые обучались на
условиях государственного контракта по
образовательно-профессиональным
программам подготовки магистров
государственного управления,
утвержденным постановлением Кабинета
Министров Украины от 1 сентября 1997 г. №949;
Положением о трудоустройстве выпускников
Украинской Академии государственного
управления при Президенте Украины,
утвержденным постановлением Кабинета
Министров Украины от 17 октября 1996 г. № 1269;
Порядком трудоустройства выпускников
государственных высших медицинских (фармацевтических)
учреждений образования, подготовка
которых осуществлялась по
государственному заказу, утвержденным
приказом Министерства здравоохранения от
25 декабря 1997 г. № 367. Порядок
трудоустройства выпускников
профессиональных учебно-воспитательных
учреждений определяется Положением о
содействии трудоустройству выпускников
государственных высших учебных и
профессиональных учебно-воспитательных
учреждений Украины, утвержденным приказом
Министерства образования Украины от 23
марта 1994 г. № 79, действие которого не
распространяется на выпускников высших
учебных заведений, подготовка которых
осуществлялась по государственному
заказу на основании приказа
Минобразования № 379 от 09.12.96.
Статья
198.
Ограничение увольнения работников моложе
восемнадцати лет.
Увольнение
работников моложе восемнадцати лет по
инициативе собственника или
уполномоченного им органа допускается,
помимо соблюдения общего порядка
увольнения, только с согласия районной (городской)
комиссии по делам несовершеннолетних. При
этом увольнение по основаниям, указанным в
пунктах 1, 2 и 6 статьи 40 настоящего Кодекса,
производится лишь в исключительных
случаях и не допускается без
трудоустройства.
1.
Несовершеннолетние работники в вопросах
прекращения трудовых правоотношений
пользуются такими же правами, как и
взрослые работники. Они могут
самостоятельно принимать решения об
увольнении без согласования своего
решения с родителями, другими лицами или
органами. Расторжение трудового договора
по инициативе собственника предполагает
соблюдение общего порядка,
предусмотренного соответствующими
статьями КЗоТ. Вместе с тем статья 198 КЗоТ
устанавливает дополнительные гарантии
стабильности трудовых правоотношений
несовершеннолетнего и предприятия. С
целью предотвращения незаконных
увольнений несовершеннолетних работников
статья предусматривает, что расторжение
трудового договора по инициативе
собственника, помимо соблюдения общего
порядка увольнения, допускается только с
согласия районной (городской) комиссии по
делам несовершеннолетних .
2.
Деятельность ранее действовавших
комиссий по делам несовершеннолетних
прекращена на основании Постановления
Верховной Рады «О введении в действие
Закона Украины «О внесении изменений и
дополнений в Кодекс Украины об
административных правонарушениях» от 15
ноября 1994 г. В соответствии с Законом
Украины «Об органах и службах по делах
несовершеннолетних и специальных
учреждениях для несовершеннолетних»
создаются службы по делах
несовершеннолетних Правительства
Автономной Республики Крым, областных
Киевской и Севастопольской городских, а
также районных государственных
администраций. В городах (кроме городов
районного подчинения) в порядке
осуществления делегированных
исполнительным органам советов
полномочий исполнительной власти
создаются комиссии по делам
несовершеннолетних (подпункт 1 пункта 2
статьи 38 Закона Украины «О местном
самоуправлении в Украине»). Отсутствие
согласования службы по делам
несовершеннолетних на увольнение должно
квалифицироваться как увольнение без
законных оснований и, соответственно,
влечет за собой восстановление его на
работе.
3.
Увольнение несовершеннолетнего работника
как исключение и с обязательным
трудоустройством допускается в следующих,
независящих от подростка случаях: 1)
изменений в организации производства и
труда, в том числе ликвидации,
реорганизации (банкротства) или
перепрофилирования предприятия,
сокращения численности или штата
работников; 2) выявления несоответствия
работника занимаемой должности или
выполняемой работе вследствие
недостаточной квалификации или сое тояния
здоровья, которые препятствуют выполнению
данной работы; 3) восстановления на работе
работника, ранее выполнявшего эту работу.
Если сохранить трудовые отношения с
несовершеннолетним работником не
представляется возможным для предприятия,
его трудоустройство осуществляется через
государственную службу занятости. Только
при положительном разрешении вопроса о
трудоустройстве может быть получено
согласие соответствующей службы по делам
несовершеннолетних.
Статья
199.
Расторжение трудового договора с
несовершеннолетним по требованию его
родителей или других лиц.
Родители,
усыновители и попечители
несовершеннолетнего, а также
государственные органы и должностные лица,
на которых возложен надзор и контроль за
соблюдением законодательства о труде,
имеют право требовать расторжения
трудового договора с несовершеннолетним,
в том числе и срочного, если продолжение
его действия угрожает здоровью
несовершеннолетнего или нарушает его
законные интересы.
1.
Статья 199 КЗоТ устанавливает специальное
основание для расторжения трудового
договора, содержит важные гарантии охраны
труда и здоровья несовершеннолетнего и
предполагает вмешательство
заинтересованных третьих лиц, указанных в
статье, в том случае, если затрагиваются
права и законные интересы подростков.
Отрицательное влияние производственных
факторов на здоровье несовершеннолетнего
не обязательно может быть связано с
нарушениями администрацией условий по
охране труда. Это может быть связано с
индивидуальными особенностями, возможным
влиянием на неокрепшую психику и
нравственное развитие подростка (игорный
бизнес, кабаре, клубы, торговля,
производство спиртных, табачных изделий и
т. п.)
2.
Право требования расторжения трудового
договора, в том числе срочного
предоставлено родителям, усыновителям,
попечителям несовершеннолетнего. Право
требовать расторжения трудового договора
принадлежит также службам по делам
несовершеннолетних, органам и Должностным
лицам прокуратуры, государственной
инспекции труда, органам государственного
надзора за охраной труда и тому подобное.
Предъявление требований о расторжении
трудового договора с несовершеннолетними,
в том числе срочного, должно
сопровождаться предоставлением сведений
и доказательств того, что продолжение
действия трудового договора угрожает
здоровью несовершеннолетнего или
нарушает его законные интересы.
Статья
200. Участие
молодежных организаций в рассмотрении
вопросов труда и быта молодежи.
Профсоюзный
комитет предприятия, учреждения,
организации и собственник или
уполномоченный им орган рассматривают
вопросы о поощрении молодых работников,
распределение для них жилья и мест в обще-житиях,
охране труда, их увольнении, использовании
средств на развитие культурно-массовой и
спортивной работы при участии
представителя молодежной организации на
условиях, определенных коллективным
договором.
1.
Молодежная организация имеет
соответствующие права в случае ее
надлежащего организационного оформления.
Молодежные организации в Украине
организуются и функционируют на основании
Законов Украины «Об объединениях граждан»
и «О молодежных и детских общественных
организациях». Если это предусмотрено
учредительными документами всеукраинских
и международных объединений граждан, в
местных органах регистрируются местные
ячейки таких объединений (ст. 14 Закона «Об
объединении граждан»).
2.
Комментируемая статья, устанавливая право
молодежной организации участвовать в
рассмотрении вопросов труда и быта
молодежи, ссылается на установление форм
такого участия коллективным договором, —
это может быть привлечение к обсуждению
указанных вопросов; высказывание мнения
представителя молодежной организации,
которое должно учитываться; получение
согласия в отношении решения по указанным
вопросам; представление кандидатур для
поощрения и другие.
Copyright © 2004 Терех
Андрей [terex@kahovka.net]
Материалы
данного сайта охраняются законом об
авторском праве.