_________________________________________ |
Право социального обеспечения в Украине (конспект)
Тема № 11.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ И ПОСОБИЯ НЕТРУДОСПОСОБНЫМ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМ ГРАЖДАНАМ
План.
1. Общая
характеристика социальных пенсий и
основания их предоставления.
2.Пособия как вид социальной помощи
нетрудоспособным и малообеспеченым
гражданам.
3.
Порядок и условия назначения отдельных
видов пособий семьям с детьми.
Правовой
режим предоставления социальной пенсии
пенсионеру различается по субъективному
признаку в зависимости от категории
получателей пенсии (лица, достигшие
пенсионного возраста, инвалиды всех групп,
инвалиды с детства и др.), а также от причин
отсутствия права на трудовую пенсию.
Основанием
назначения социальной пенсии является
нетрудоспособность и отсутствие права на
трудовую пенсию. К лицам, имеющим право на
социальную пенсию, относятся инвалиды I и II
групп, в том числе инвалиды с детства, а
также инвалиды III группы; лица, достигшие
пенсионного возраста (мужчины 60 лет,
женщины 55 лет); дети (не достигшие 18 лет или
старше этого возраста, если они стали
инвалидами до достижения 18 лет) в случае
потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте
до 16 лет.
В
отличие от трудовых пенсий, размер которых
определяется стажем, заработком,
условиями труда, социальные пенсии
учитывают только социальную
незащищенность нетрудоспособных граждан.
Размер этих пенсий дифференцирован: от 30
до 200 процентов минимального размера
пенсии по возрасту. Социальные пенсии в
размере 30 процентов минимальной пенсии по
возрасту назначаются: неработающим,
нетрудоспособным мужчинам, достигшим 60-летнегб
возраста, а женщинам — 55 лет, и не
приобретшим права на трудовую пенсию без
уважительных причин. Лица, достигшие
пенсионного возраста, а также инвалиды III
группы, не приобретшие права на трудовую
пенсию по уважительным причинам, имеют
право на социальную пенсию в размере 50
процентов минимальной пенсии по возрасту.
Социальные
пенсии в размере 100 процентов минимальной
пенсии по возрасту назначаются инвалидам
II группы, детям-инвалидам в возрасте до 16
лет и детям (не достигшим 18 лет или старше
этого возраста, если они стали инвалидами
до достижения 18 лет) в случае потери
кормильца. В таком же размере назначается
социальная пенсия одному иэ родителей,
если он (она) заняты уходом за детьми, не
достигшим 8 лет и не работает.
Инвалидам
I группы, матерям-героиням, которым
присвоено звание “Мать-героиня”,
социальные пенсии назначаются в размере 200
процентов минимальной пенсии по возрасту.
В
отличие от пенсионного обеспечения
социальная помощь предоставляется
гражданам в тех случаях, когда они в ней
нуждаются. Но не по усмотрению органов, ее
предоставляющих, а в связи с
установленными законодательством случаях.
Социальная помощь охватывает отдельные
виды обеспечения, которые практически не
подпадают под принципы социального
страхования. Она предоставляется наименее
социально защищенным категориям
населения в индивидуальном порядке за
счет средств Пенсионного фонда или
ассигнований из государственного и
местного бюджетов.
Анализ
законодательства в этой области позволяет
выделить шесть групп оснований
предоставления пособий: временную
нетрудоспособность; безработицу;
деторождение; несовершеннолетие детей;
прожитие нетрудоспособных граждан;
поддержание бюджета семьи при
неординарных обстоятельствах.
Финансирование
системы пособий производится из трех
основных источников: обязательного
государственного социального страхования,
ассигнований из государственного и
местного бюджетов.
Итак,
назовем группы пособий по их
целенаправленности. К первой группе
пособий, в основе которых лежит временная
нетрудоспособность, относятся: пособия,
назначаемые в случаях болезни, при
необходимости ухода за больным членом
семьи, при карантине, при временном
переводе на другую работу в связи с
заболеванием туберкулезом или
профессиональным заболеванием, при
протезировании с помещением в стационар
протезно-ор-топедического предприятия.
Временная нетрудоспособность
удостоверяется больничным листом, на
основании которого назначается и
выплачивается пособие по
государственному социальному страхованию.
В основе
второй группы пособий лежит безработица
по независящим от граждан обстоятельствам.
Пособия по этой группе оснований
назначаются и выплачиваются в
соответствии с Законом Украины “О
занятости населения” от 1 марта 1991 г. (с
последующими изменениями и дополнениями).
К
третьей группе относятся пособия, в основе
которых лежит такое основание, как
деторождение. К ним относятся:
пособия
по беременности и родам; единовременные
пособия при рождении ребенка; пособия по
уходу за ребенком до достижения им 3-х
летнего возраста; ежемесячные пособия
одиноким матерям; пособия на детей
военнослужащих срочной службы и др.
Пособия
четвертой группы, в основе которых лежит
несовершеннолетие детей, по целевому
назначению примыкают к пособиям третьей
группы (пособиям по деторождению). Часть из
них выполняют двойственную функцию (функцию
деторождения и поддержки
несовершеннолетних). Однако есть и такие
пособия, которые прямо направлены на
материальное поддержание
несовершеннолетних детей. Например,
денежные выплаты матерям (отцам), занятым
уходом за тремя и более детьми в возрасте
до 16 лет; денежные выплаты матерям (отцам),
занятым уходом за четырьмя и более детьми
в возрасте до 16 лет; пособия на детей в
возрасте до 16 лет (учащихся до 18 лет);
пособия по уходу за ребенком-инвалидом до
достижения им 16-летнего возраста; пособия
на детей военнослужащих срочной службы.
Пособия
пятой группы по своей цели близки к
социальным пенсиям — они призваны
обеспечивать прожитие одиноких
нетрудоспособных граждан с минимальными
доходами.Им назначается ежемесячная
целевая доплата к пенсиям и пособиям в
размерах до уровня, установленного
законодательством совокупного дохода на
члена семьи.'
И,
наконец, шестая группа пособий —
потребность в поддержании бюджета семьи
при неординарных обстоятельствах. Она
обусловлена различными факторами: смертью
члена семьи и необходимостью оказания
помощи на погребение; болезнью граждан,
пострадавших в результате Чернобыльской
катастрофы; нахождением детей под опекой
или на попечении. К пособиям этой группы
относятся единовременные пособия,
предусмотренные локальными нормативными
актами при наступлении стихийных бедствий;
нуждаемости в оплате лечения и др.
К
единовременным пособиям относятся:
единовременное пособие при рождении
ребенка, пособие на лечение, погребение и в
других случаях. Они предназначены для
разового возмещения дополнительных
расходов тем гражданам, у которых налицо
условия, дающие право на конкретный вид
единовременного пособия.
Правовое
регулирование назначения и выплаты
пособий осуществляется Законом Украины “О
государственных пособиях семьям с детьми”
от 21 ноября 1992 г. (с последующими
изменениями и дополнениями). Этот Закон
предусматривает более десяти различных
видов пособий. Условиями назначения того
или иного вида пособия являются
конкретные обстоятельства семьи,
претендующей на социальную помощь.
В данном
параграфе мы попытаемся рассмотреть весь
спектр семейных пособий, назначаемых
семьям с детьми органами социальной
защиты.
Пособия
могут быть назначены:
— по
беременности и родам;
— при
рождении ребенка;
— по
уходу за новорожденным ребенком до
достижения им 3-летнего возраста;
—
матерям (отцам), занятым уходом за тремя и
более детьми до 16 лет;
—
матерям (отцам), занятым уходом за четырьмя
и более детьми в возрасте до 16 лет;
— на
детей в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18
лет);
—
родителям, занятым уходом за ребенком —
инвалидом;
— на
детей одиноким матерям;
— на
детей военнослужащих срочной службы;
— на
детей пострадавших вследствие
Чернобыльской катастрофы;
— на
детей, находящихся под опекой или на
попечении;
— на
несовершеннолетних детей, родители
которых уклоняются от уплаты алиментов,
или когда их взыскание невозможно;
— на
погребение члена семьи.
Назначение
и выплата пособий семьям с детьми
регламентируется Положением “О порядке
назначения и выплаты государственных
пособий семьям с детьми”, утвержденным
Министерством труда. Министерством
образования, Министерством социальной
защиты населения, Министерством финансов
и зарегистрированным в Министерстве
юстиции Украины 19 марта 1993 г.
Пособия
по беременности и родам.
Пособие
по беременности и родам работающим
женщинам предоставляется в размере 100
процентов заработка за весь период
отпуска по беременности и родам.
Продолжительность отпуска
устанавливается 70 календарных дней до
родов и 56 (в случае осложненных родов или
рождения двух и более детей) — 70
календарных дней после родов. Размер
указанного пособия исчисляется суммарно и
предоставляется женщинам в полном объеме
независимо от количества дней, фактически
использованных до родов, т.е. за 126
календарных дней.
Единовременное
пособие при рождении ребенка. Это пособие
предназначено для покрытия разовых
потребностей семьи в дополнительных
расходах. Оно назначается в твердой сумме
— 74,20 грн. К нему может быть назначено
дополнительное пособие матери в размере
37,20 грн. Дополнительное пособие
назначается матерям, ставшим на учет в
медицинском учреждении в ранние сроки
беременности (до 12 недель), регулярно
посещавшим и выполнявшим рекомендации
врачей.
Пособие
по уходу за новорожденным ребенком до
достижения им 3-летнего возраста. Право на
отпуск по уходу за ребенком имеют все
работающие женщины после отпуска по
беременности и родам вне зависимости от
наличия определенной продолжительности
трудового стажа. Такое же право имеют и
женщины, обучающиеся с отрывом от
производства;женщины, уволенные с работы в
связи с ликвидацией предприятия,
учреждения; женщины, зарегистрированные в
государственной службе занятости в
качестве безработных; женщины из числа
военнослужащих органов внутренних дел,
уволенные со службы в связи с
беременностью и родами.
Пособие (денежные
выплаты) работающим и неработающим
матерям (отцам), занятым уходом за тремя и
более детьми до 16 лет. Такое пособие
назначается в зависимости от совокупного
семейного дохода, исчисленного
соответственно за предыдущий квартал, и не
превышает (46 грн.) в размере — 18,50 грн. в
месяц.
Пособие (денежные
выплаты) работающим и неработающим лицам,
занятым уходом за четырьмя и более детьми
в возрасте до 16 лет. При назначении этого
пособия, как и предыдущего, учитывается
среднемесячный совокупный доход членов
семьи, исчисленный за предыдущий квартал,
который установлен на каждого члена семьи
(46 грн.), пособие назначается в размере 29,60
грн. в месяц.
Пособие
на детей в возрасте до 16 лет (учащимся — до
18 лет). Условия назначения пособия
обусловлены уровнем среднемесячного
совокупного дохода на члена семьи. Размер
пособия — 7,40 грн. в месяц. Пособие
назначается независимо от получения на
детей пенсий, других видов пособий.
Пособие не назначается на детей родителям,
лишенным в отношении этих детей
родительских прав.
Пособие
по уходу за ребенком-инвалидом до
достижения им 16-летнего возраста.
Ежемесячные государственные пособия для
инвалидов с детства были введены с 1 января
1968 г. Они выплачивались лишь инвалидам с
детства I и II групп, которые достигли ко
времени обращения за пособием 16-летнего
возраста. Затем, с 1 января 1980 года,
ежемесячные пособия установлены и на
детей-инвалидов с детства, не достигших 16-летнего
возраста.
Право на
пособие по уходу за ребенком-инвалидом
имеет один из неработающих трудоспособных
родителей ребенка-инвалида или заменяющее
их лицо, осуществляющее постоянный уход за
ребенком-инвалидом до достижения им 16-летнего
возраста.
В
отличие от инвалида детства I и II групп (достигших
16 лет) — детям-инвалидам с детства группа
инвалидности не устанавливается, а
пособие по уходу за ребенком-инвалидом
назначается на основании медицинского
заключения. .
Пособие
по уходу за ребенком-инвалидом
назначается в размере 25 грн. 90 коп. в месяц.
Выплата пособия производится со дня
обращения, если оно последовало не позднее
6 месяцев со дня возникновения этого права
(наличие медицинского заключения на
осуществление ухода за ребенком-инвалидом
трудоспособным и неработающим лицом).
Пособие
на детей одиноким матерям. Ребенок
считается рожденным одинокой матерью,
если: мать не состояла в браке ни до, ни
после рождения ребенка; мать ребенка ранее
состояла в браке, но родила ребенка от
другого лица до или после расторжения
брака, смерти супруга или пропажи без
вести, но ко времени обращения за пособием
в браке не состоит и в свидетельстве о
рождении ребенка отсутствует запись об
отце, либо она произведена по указанию
матери; мать родила ребенка вне брака, а
затем вступила в брак с лицом, не
являющимся отцом ребенка; женщина не
состояла в браке, записана в книге
рождений в качестве матери усыновленного
ею ребенка.
Государственные
пособия семьям с детьми, пострадавшим
вследствие Чернобыльской катастрофы.
Право на пособия имеют семьи, согласно
Закону Украины “О статусе и социальной
защите граждан, пострадавших вследствие
Чернобыльской катастрофы” или на
условиях, установленных
законодательством о государственных
пособиях семьям с детьми. Пособие
назначается на каждого ребенка,
потерявшего одного из родителей в
результате Чернобыльской катастрофы, на
детей-инвалидов, семьям, потерявшим
кормильца из числа ликвидаторов аварии и
потерпевших от Чернобыльской катастрофы,
размер пособий дифференцирован в
зависимости от категории пострадавших.
Пособие
на детей, находящихся под опекой или на
попечении. Пособие назначается и
выплачивается местными органами
образования по месту жительства лиц,
которым назначено пособие. Пособие
установлено в размере 29,60 грн. в месяц.
Однако и этот вид пособия назначается и
выплачивается в том случае, если
среднемесячный совокупный доход на
каждого члена семьи, где находится
опекаемый, не превышает установленного
уровня (46 грн.) в месяц.
Пособие
на погребение члена семьи. Членам семьи
умершего пенсионера или лицу,
осуществившему похороны, выплачивается
пособие на погребение. Порядок назначения
и размер этого пособия определены
постановлением Кабинета Министров
Украины от 26 июля 1996 г. Пособие на похороны
назначается в размере 150 грн. Семьям, чей
совокупный доход на члена семьи не
превышает установленного уровня,
предоставляется дополнительное пособие
на похороны в размере 90 грн.
Copyright © 2004 Терех
Андрей [terex@kahovka.net]
Материалы
данного сайта охраняются законом об
авторском праве.