_________________________________________ |
Кодекс законов о труде Украины
(Научно-практический комментарий).- X.: 000 «Одиссей», 2001
Глава I Общие положения
Статья
7. Особенности
регулирования труда некоторых
категорий работников
Особенности
регулирования труда лиц, работающих в
районах с особыми природными
географическими и геологическими
условиями и условиями повышенного риска
для здоровья, временных и сезонных
работников, а
также работников, работающих у физических
лиц по договорам,
дополнительные (кроме предусмотренных в статьях
37 и 41 настоящего Кодекса) основания для прекращения
трудового договора некоторых категорий
работников при определенных условиях (нарушение
установленных
правил приема на работу и предприятия, учреждения,
организации) устанавливаются законодательством.
1.
Трудовые отношения в стране охватывают
миллионы людей, отличающихся по своим
индивидуальным особенностям
(мужчины, женщины, несовершеннолетние, инвалиды,
пожилые люди, работники разных профессий и
разных отраслей
народного хозяйства и др.)- Существенно
различаются и условия труда (работа в
обычных условиях
отличается от работы под землей, в тяжелых
и вредных условиях, в высокогорной
местности и др.).
Все
эти отличия и особенности должны быть
учтены в правовом
регулировании труда, что и достигается
путем его
дифференциации, т.е. установления
особенностей регулирования
труда для отдельных категорий работников.
Такая
дифференциация устанавливается по многим
критериям, в частности: условия и характер
труда, природно-климатические
условия, пол, возраст, состояние здоровья
работника, его профессия. Типичные примеры
дифференциации —
льготы для женщин, несовершеннолетних,
лиц, занятых на подземных работах, и др.
Дифференциация
дает возможность обеспечить правовой
охраной труд женщин, подростков, лиц с
ограниченной
трудоспособностью, закрепить в
законодательстве право
каждого работника на охрану труда и
возложить на собственника
или уполномоченный им орган обязанность создавать
безопасные с точки зрения охраны здоровья
условия работы.
2.
Приведенные выше критерии дифференциации
правового
регулирования трудовых отношений не
являются исчерпывающими,
но в то же время более широки, чем
предусмотрено в ч. 1 ст. 7 КЗоТ.
С
учетом этого следует сделать вывод о том,
что, хотя в
ч. 1 ст. 7 КЗоТ и не предусмотрена
возможность установления
других критериев дифференциации
правового регулирования
трудовых отношений, не предусмотренных этой
статьей, все же такие критерии и
соответствующие им
особенности могут устанавливаться, а
также вноситься в
комментируемую статью.
3.
Часть 1 ст. 7 является отсылочной. Она
предусматривает только критерии
дифференциации правового регулирования
трудовых отношений, но не регламентирует их
непосредственно, а отсылает к другим
нормативно-правовым
актам. Например, под признаки районов с
условиями повышенного риска для здоровья
подпадает территория,
подвергшаяся радиоактивному загрязнению
вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС. В свою
очередь, Законом «О статусе и
социальной защите граждан, пострадавших в
результате Чернобыльской катастрофы» (стст.
39-47) установлены существенные особенности
регулирования труда граждан,
работающих на территориях радиоактивного
загрязнения.
4.
В соответствии с ч.2 комментируемой статьи
допускается возможность установления
законодательством дополнительных
оснований (кроме предусмотренных в стст. 37
и 41 КЗоТ) прекращения трудового договора
некоторых работников при определенных
условиях.
Так,
дополнительные основания для прекращения
трудового
договора установлены ст. 15 Закона «О
статусе судей» (например,
достижение судьей 65 лет, нарушение судьей
присяги и др.), ст. 30 Закона «О
государственной службе»
(например, в случае не предоставления или
предоставления неправдивых сведений о
доходах и обязательствах
финансового характера) и др.
Статья
8. Регулирование трудовых отношений
граждан, работающих за
1.
В соответствии с комментируемой статьей
трудовые отношения
граждан Украины, работающих на иностранных
предприятиях, в учреждениях, организациях,
а также
трудовые отношения иностранных граждан,
работающих
на предприятиях, в учреждениях,
организациях Украины,
регулируются законодательством страны, в которой
осуществлено трудоустройство.
2.
Под «законодательством страны, в которой
произошло
трудоустройство» следует понимать
законодательство
государства, на территории которого
работник заключил трудовой договор (контракт)
и где, как правило, осуществляет
трудовую деятельность.
3.
В соответствии с Международным пактом о
социальных,
экономических и культурных правах 1966 г. и ст.
26 Конституции Украины граждане,
работающие за пределами
своих государств, обладают теми же трудовыми
правами, что и граждане государства, в
котором они работают.
Но законодательством страны могут устанавливаться
определенные ограничения (например, ст. 8
Закона
«О правовом статусе иностранцев»
устанавливает, что
иностранцы не могут назначаться на
определенные должности
или заниматься определенной трудовой деятельностью,
если в соответствии с законодательством
Украины
назначение на эти должности связано с
принадлежностью
к гражданству Украины).
Кроме
законодательства страны трудоустройства,
трудовые
отношения лиц, указанных в комментируемой
статье,
могут регулироваться международными
договорами. Так,
Украина заключила соглашения о трудовой
деятельности
и социальной защите граждан с Россией,
Молдовой, Арменией, Белоруссией; а с
Польшей, Чехией, Вьетнамом и
Словакией — соглашения о взаимном
трудоустройстве
граждан.
Большое
значение для Украины имеет Соглашение о партнерстве
и сотрудничестве между Украиной и Европейским
Сообществом и его государствами-участниками,
подписанное
14 августа 1994 г. и ратифицированное Законом
от 10 ноября 1994 г. В соответствии со ст. 24
этого Соглашения Сообщество и его
государства-члены в пределах,
определенных законами, условиями и
процедурами,
которые применяются в каждом государстве-члене,
стремятся
обеспечить, чтобы статус украинских
граждан, на
законных основаниях работающих на
территории государства-члена,
не позволял бы никакой дискриминации на
основании гражданства в условиях труда,
вознаграждения
за труд или увольнения с работы
сравнительно с их собственными
гражданами. В свою очередь, Украина приняла
на себя такие же обязательства в отношении
граждан
государств-участников Сообщества.
Статья
81. Соотношение
международных
договоров
о труде и законодательства Украины.
Если
международным договором или
международным соглашением,
в которых принимает участие Украина,
установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в законодательстве Украины о
труде, то применяются правила
международного договора или международного
соглашения.
1.
В соответствии со ст. 9 Конституции Украины
действующие
международные договоры, согласие на
обязательность
которых дано Верховной Радой Украины,
являются частью национального
законодательства Украины.
Из
анализа ст. 8 КЗоТ и ст. 9 Конституции
Украины вытекает,
что международные договоры и соглашения, в
которых
принимает участие и Украина, являются
частью национального
трудового законодательства Украины, и потому
они принадлежат к источникам правового
регулирования
трудовых отношений в Украине.
Также
в Конституции Украины и в Кодексе законов
о труде
закреплен принцип приоритета
международно-правовых
норм перед нормами национального законодательства,
т.е. в случае противоречия между ними
должны применяться
положения международных договоров и соглашений.
2.
Законом «О международных договорах
Украины» более
конкретно определяется порядок
заключения, исполнения
и денонсации международных договоров
Украины.
3.
Следует отметить, что в соответствии со ст.
7 Закона «О правопреемстве Украины» к
источникам правового
регулирования трудовых отношений в
Украине также принадлежат
и международные договоры, заключенные СССР,
которые не противоречат Конституции
Украины.
4.
Большое значение, как для Украины, так и
для других
государств, имеют многосторонние договоры,
в частности
Конвенции Международной организации
труда (МОТ).
МОТ
принимает международно-правовые
нормативные акты
в сфере труда по таким направлениям, как
право на труд,
запрет принудительного труда, условия
труда, правовое
регулирование охраны труда, право на
коллективные
переговоры, занятость и трудоустройство,
право на забастовку,
социальное сотрудничество работников и работодателей,
мирные способы разрешения трудовых конфликтов.
Кроме
того, в Украине действуют и некоторые
другие многосторонние
(например, в рамках СНГ), а также двухсторонние
соглашения по различным вопросам правового
регулирования трудовых отношений.
Статья
9. Недействительность
условий договоров о труде, ухудшающих
положение работников.
Условия
договора о труде, ухудшающие положение
работника по сравнению с
законодательством Украины о труде,
являются недействительными.
1.
Комментируемой статьей устанавливается
важная гарантия
осуществления права на труд.
Законодательное обеспечение
трудовых прав не должно зависеть от правового
регулирования на производственном уровне
или на уровне
индивидуально-договорного регулирования,
с помощью которых
работодатели могут снижать уровень обеспечения
трудовых прав.
2.
В данной статье словосочетание «договор о
труде» вызывает
определенные разночтения. Обычно в
трудовом законодательстве
используется словосочетание «трудовой договор»,
определение которого содержится в ст.21 настоящего
Кодекса. Это дает основания расширенно
толко^-вать
понятие договора о труде, включая в него
трудовой договор,
коллективный договор и отдельные виды
договоров,
регулирующих условия труда, таких, как
договор полной
материальной индивидуальной
ответственности, об установлении
неполного рабочего времени, о переводе на другую
временную или постоянную работу и т.п.
Также
недействительными следует признать такие
условия
трудового договора, которые ухудшают
положение работников
по сравнению с локальными нормативными
актами, принятыми или утвержденными на
предприятии, в учреждении, организации в
установленном законом
порядке собственником или уполномоченным
им органом по
согласованию с профсоюзным или иным
уполномоченным на то органом.
3.
Следует отметить, что трудовой договор,
содержащий
условия, ухудшающие положение работников
по сравнению
с действующим законодательством,
считается действительным,
недействительными признаются только вышеуказанные
условия.
Недействительные
условия договора о труде не могут порождать
юридических последствий, поэтому они
считаются
недействительными с момента их внесения в
такой договор.
4.
В случае возникновения спора о признании
недействительными
условий договора о труде заинтересованные
лица
могут обратиться в суд.
Статья
9'. Дополнительные
по сравнению с
законодательством трудовые и социально-бытовые
льготы.
Предприятия,
учреждения, организации в пределах своих
полномочий и за счет собственных средств
могут устанавливать
дополнительные по сравнению с
законодательством трудовые и социально-бытовые
льготы для работников.
Предприятие
может материально поощрять работников
медицинских, детских, культурно-просветительских,
учебных и спортивных учреждений,
организаций общественного питания и
организаций, обслуживающих трудовой
коллектив и не входящих в его состав.
1.
Из комментируемой статьи можно сделать
вывод, что
правом устанавливать дополнительные по
сравнению с
законодательством трудовые и социально-бытовые
льготы
для работников обладают как предприятия,
так и учреждения и организации, но с
соблюдением следующих требований:
—
предприятия, учреждения, организации
могут устанавливать
эти льготы в пределах своих полномочий;
—
эти льготы могут устанавливаться только
за счет собственных
средств предприятий, учреждений, организаций.
Из
анализа Кодекса законов о труде под «социально-бытовыми
льготами» следует понимать: льготы бытового,
жилищного, культурного, оздоровительного,
медицинского,
спортивного и другого характера.
2.
Частью второй комментируемой статьи право
материально
поощрять работников медицинских, детских,
культурно-просветительских
учебных и спортивных учреждений,
организаций общественного питания и
организаций,
обслуживающих трудовой коллектив и не
входящих в
его состав, предоставлено только
предприятиям. Это вытекает
из п.1 ст. 18 Закона «О предприятиях в
Украине», в
соответствии с которым только
предприятиям предоставлено
право распоряжаться своей прибылью
самостоятельно.
Правом,
установленным ч.2 комментируемой статьи,
учреждения и организации, финансируемые
из бюджета, не
пользуются.
Льготы
могут устанавливаться как для отдельных
работников, так и для
определенных категорий работников.
Copyright © 2004 Терех
Андрей [terex@kahovka.net]
Материалы
данного сайта охраняются законом об
авторском праве.