____________________________________________________________________________________ |
|
||||||||||
|
В.В. Комаров В.В. Баранкова НОТАРИАТ И НОТАРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Учебник для студентов юридических высших учебных заведений ХАРЬКОВ "Консум» 2000
Рецензенты:
академик Академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор
Ю. М. Грошевой
доктор юридических наук, профессор В. Ю. Шепитько
Рекомендовано
к изданию редакционно-издательским советом Национальной юридической академии
Украины
им Ярослава Мудрого (протокол № 4 от 09.04.1998 г.)
Коновалова В. Е.
К 62 Допрос- тактика и психология. — Харьков: Консум. 1999.- 157 с.
ISBN 966-7124-50-9
В учебном пособии в соответствии с действующей програм¬мой курса
«Криминалистика» изложены основные положения, относящиеся к теме «Допрос».
Новыми аспектами в теме явля¬ются вопросы использования психологии в допросе, в
частно¬сти психологической характеристики формирования показаний, их оценки и
проверки. В учебном пособии освещены проблемы установления психологического
контакта, тактики производства допроса применительно к процессуальному положению
лица, а также проблемы тактического риска, рефлексивного мышления и управления.
Рассмотрены также проблемы этики допроса, подвергнуты критике «нетрадиционные
приемы», противоре¬чащие научным критериям допустимости приемов в
судопро¬изводстве.
Для студентов юридических вузов и факультетов, обучаю¬щихся по специальности
«Правоведение», а также для практи¬ческих работников правоохранительных органов.
1207000000-007
7124^99— Бб3 Объявл- ББК X 621.145.310.41
© В. Е. Коновалова, 1999 © Совместное коллективное предприятие с иностранными
инвестициями фир¬ма «Консум», оформление, 1999 ® Совместное коллективное
предприятие
Светлой памяти профессора Коямакова Виктора Павловича посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современное состояние борьбы с преступностью требует разработки новых аспектов
организации расследования, в том числе производства отдельных процессуальных
действий. В их числе одним из самых распространенных является допрос как способ
получения информации, имеющей огромное доказатель¬ственное значение. Более
восьмидесяти процентов материалов уголовных дел составляют показания свидетелей,
потерпевших, обвиняемых, что в известной степени обусловливает значимость
действия, с помощью которого получаются данные, способству¬ющие раскрытию и
расследованию преступлений.
Допросу принадлежит одно из важных мест в познании объек¬тивной истины, целью
установления которой является деятель¬ность судопроизводства. Допрос
предполагает общение в про¬цессуальном режиме с многочисленными категориями лиц,
вы¬ступающими в качестве свидетелей, потерпевших, обвиняемых, экспертов. Их
различный социальный и профессиональный ста¬тус, особенности психики требуют от
следственных и судебных работников знаний психологии, во многом обусловливающих
характер общения, тактику производства допроса.
В этом отношении значительная роль принадлежит знанию закономерностей
формирования показаний в связи с особенно¬стями восприятия, запоминания и
воспроизведения, проблемам оценки получаемой в процессе допроса информации и
исполь¬зования ее в тактических целях. В связи с названным в общении важное
место принадлежит психологическому контакту как не¬обходимой основе
взаимодействия при допросе, обеспечиваю¬щего своеобразное эмоциональное
созвучие.
Определяющая роль в допросе принадлежит тактике его про¬изводства, основанной на
использовании комплексов тактичес¬ких приемов, способствующих получению
информации. После¬дние должны отвечать научным и нравственным требованиям,
соответствующим демократическим принципам судопроизвод¬ства. Наряду с названными
вопросами в работе представлены новые материалы, относящиеся к проблемам
тактического рис¬ка в допросе, рефлексивного мышления и управления, избра¬ния
тактических приемов, применительно к особенностям тем¬перамента допрашиваемого
лица.
Пои подготовке учебного пособия использована следственко-vneenL практика, данные
которой позволили иллюстрировать трпоетГчески" положения. Особое место в учебном
пособии ппинаГтежит освещению нравственных основ допроса, использо-К^этичес^х
правил в процессуальном общении, обеспе¬чивающих высокую культуру
судопроизводства. В этой связи подвергнуты критике современные тенденции
введения в режим судопроизводства и, в частности допроса, гипноза, ясновидения,
экстрасенсорики, биолокаторов и других антинаучных и около¬научных методов
получения показаний, как нарушающих права личности и противоречащих общепринятым
демократическим формам судопроизводства. Автор будет признателен за высказан¬ные
замечания и пожелания в его адрес.
Содержание
Предисловие............................................................................
■'
Глава 1. Процессуальные и тактические основы допроса........... 5
Процессуальная характеристика допроса...........................5
Допрос как информационный процесс..............................7
Логичесчкие основы построения «опросов и их
клас¬сификация...........................................................................
12
Глава II. Психологические основы формирования показаний .... 21 Восприятие и
отражение как перлая стадия
формирования показаний..................................................21
Запоминание.......................................................................26
Воспроизведение................................................................31
Познавательная функция допроса....................................34
Глава III. Подготовка к допросу..............................................39
Изучение материалов дела.................................................39
Изучение специальных вопросов......................................44
Изучение данных о личности допрашиваемого..............46
Составление плана допроса...............................................50
Тактический
риск...............................................................53
Глава ГУ. Тактика
допроса......................................................65
Установление психологического контакта.......................65
Допрос свидетеля и потерпевшего...................................71
Допрос подозреваемого и обвиняемого...........................89
Допрос несовершеннолетних.......................................... 107
Допрос в целях опознания и на очной ставке............... 121
Нравственные начала допроса. Допустимость и пра¬вомерность психологического
воздействия при допросе..................................................... 133
Copyright © 2004-2006 Все
авторские права на размещенные материалы принадлежат их авторам.
Все
матераилы, представленные здесь, носят лишь ознакомительную цель.
Любое их незаконное
использование является нарушением авторских прав, поэтому после ознакомления рекомендуется приобрести эту литературу
в книжном магазине Вашего города.
| Povered by
STEP
|